Джнана Йога существовала еще в те времена, когда творили великие мыслители Индии, собиравшие Веданту и Упанишады. Это было на заре пятой Расы Ариев.

Джнана на санскрите означает «знание». Джнана Йога – это йога познания.

Издавна мудрецы, которые были джнани йогами, выдвигали научные гипотезы, которые до сих пор являются актуальными для научного мира. К примеру, со времен Веданты стоит вопрос научного познания реальности и иллюзии. Когда еще в древних трактатах ученые говорили о Майе, о субъективности человеческих чувств, через которые человек познает мир. И в связи с этим возникло понятие Истины, или достоверности познания.

Научный мир и его метода берут свое начало развития вовсе не с началом эпохи научно-технического прогресса, которое берет крутой разбег со второй половины XIX столетия, но гораздо раньше, научная мысль зародилась еще в период распространения индоевропейской языковой семьи, и даже чуть раньше – в период формирования ядра коренной пятой расы и ее праязыка санскрита. Огюст Роден, «Мыслитель»

Сколько сотен тысяч лет назад это было? – вопрос для научного исследования. Однако известно, что распространение коренной арийской расы началось свыше 1 млн. лет тому назад, согласно Тайной Доктрине, фрагменты из которой записала мадам Елена Петровна Блаватская. В этом труде она вуалировано упоминает тайные вычисления индусских браманов.

Таким образом, Джнана Йога – это род научной мысли, метода изучения и способ интеллектуального развития. В Агни Йоге говорится, что Джнана Йога так же, как и Хатха Йога несамостоятельны:

«мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли. Так, конечно, пламенеющий Бхакти зажжет мыслью новые миры, и ступень Жнана будет лишь улыбкою Раджа-Бхакти. Потому Хатха и Жнана несамостоятельны. Какой мудрец знания не будет владыкою любви?»

Живая Этика, книга Знаки Агни Йоги, 28.

 

Джнана, или Жнана, Йога базируется на кропотливом изучении окружающего мира и самопознании. Джнани йог отвергает то, что не ведет его ум к просветлению, то есть – оковы Майи.

Философия античности была продолжением или видом этого научного познания, – познания-джнани, – ярким представителем которого был великий Платон. Философ отвергал все то, что противоречит понятию аскетизма, ведь аскезу-отречение исповедовал Сократ, учитель Платона, и если удовольствия жизни препятствуют познанию Истины, то их нужно отбросить.

Это яркое выражение йогизма в западной науке, которое возродилось спустя 2 500 лет в дисциплине Агни Йоги, являющейся синтезом всех предшествующих йог.

Свами Вивекананда, индийский просветитель конца XIX века, говорил в своих лекциях о Джнана Йоге в Европе и Америке, что человек стремится к свободе, и этой свободы он достигает через познание тленности своего бытия, через познание преходящего суетного мира и познание реальности. Познание реальности – это путь джнани йога. Всю свою жизнь джнани йог посвящает постижению истины, реальности, Высшего Бытия.

Джнана – это алмаз познания, который ищут не одно воплощение истинные последователи Джнана йоги.

Дата публикации 6 ноября 2009