Беседа Татьяны и Анны

Полина Татьяна: — Почему йога не является религией? Что есть религия? Можете ли Вы дать это определение, чтобы уточнить, чему чужда йога?

Йога — это гармонизация своего малого я — личности — со своим Высшим Я, со своей божественной природой. Внешнее выражение — наша личность — это только Майя, иллюзия, наша истинная природа есть наш Разум, Сознание, которое человек открывает постепенно в себе. И на этом пути он исповедает йогу. Это и называется по древнему «религаре» или современное — религия, т.е. связь с Высшим. Ибо религия есть соединение внешнего мирского человека, личности, или малого я, с внутренним духовным Я.

Анна Юрина: — Говоря, что йога — это не религия и не наука, я имела в виду то, что йога — не религия и не наука в прямом смысле этих слов. Если дать определение терминам «йога» и «религия», то действительно можно обнаружить, что оба понятия обозначают «единение». Однако любая религия основывается на догматах — правилах, рамках, законах, положениях веры, принятых за откровенную истину. Подобно аксиоме в математике и постулату в физике, догма не может быть доказана и принимается как основа в вероучении конкретной религии. Сознательный отход от догмата — полное неприятие или иная трактовка — называется ересью и часто приводит к религиозным конфликтам . Йога дистанцируется от любых догматов. Как любая мистическая философия, йога предполагает «единение» с Высшим через интроспекцию, через личный опыт. Именно поэтому если йога чему-то и чужда, то чужда она догматам и всему прочему, что ведет к всевозможным конфликтам между людьми.

П.Т.: — Почему Вы утверждаете, что йога — не наука? «Наука — материалистична, а йога насколько материалистична, настолько мистична». В чем кроется Истина?

Йога — реалистична, она не настолько мистична. Но можно ли йогу назвать научной дисциплиной? Ведь йога — это практика. Без практики нет йоги. А любая практика подразумевает овладение материей, т.е. приобретение опыта посредством овладения энергией мысли, хотя и не в вульгарном ее понимании. Овладение мыслью — это тоже практика, ибо мысль — материальна, хотя и тоньше, чем любой другой предмет. Разве овладение тонкоматериальной мыслью — это не есть наука?

А.Ю.: — Почему я утверждаю, что йога — не наука в прямом смысле слова? Объяснение достаточно простое. Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать . Наука материалистична, она объясняет явления и процессы устройства Вселенной с помощью разума, логики. Йога же, как я и говорила, настолько же мистична, иной раз необъяснима с помощью логики, насколько материалистична, поскольку помимо плоскости логики подразумевает плоскость сверх логики, который — стоит отметить — никогда не противоречит первой. Практикуя йогу, оттачивая разум, человек оттачивает свою логику. Только лишь когда практикующий в полной мере научился пользовать здравым смыслом, а также при условии соблюдения базовых принципов йоги (ненасилие и др.), ему может начать открываться сверх логичное.

П.Т.: — Йога — универсальна, именно в том, что любая область деятельности человека может рассматриваться как путь йогического самосовершенствования, если сделан правильный упор в жизни. То есть йога — это коренной способ, или способ жизнедеятельности человека. Вы согласны со мной?

А.Ю.: — Что подразумевается под «правильным упором в жизни»?

П.Т.: — Под «правильным упором в жизни» я подразумеваю правильную концентрацию на жизненной задаче.

Когда человек следует восьмиричному пути Будды, который состоит из:

1. Правильного постижения,

2. Правильного мышления,

3. Правильной речи,

4. Правильного действия,

5. Правильной жизни,

6. Правильного труда,

7. Правильных бдительности и самодисциплины, и, в итоге,

8. Правильной концентрации, то такой человек совершает путь освобождения от причин страдания.

Буддисты стремятся к Нирване, а йоги — к Самадхи, но все это есть пути к освобождению. «На гору можно взойти с Юга и с Севера, с Запада и с Востока, но само восхождение остается непреложным», — сказал один из мудрых учителей. Эволюция — это восхождение. Есть лишь два пути у человека: один — к свету, другой — во тьму. Кто не идет с эволюцией, тот обрекает себя на разложение.

Поэтому, Йога, как синтез древних Учений, универсальна. Путь йоги — это будущая эволюция человечества. Именно развитие йогических сил в человеке есть насущная необходимость как овладение своим единственным имуществом — своим аппаратом. Йога — это овладение собой и проявление высших способностей, свойственных богочеловеку.

А.Ю.: — Безусловно, человеку следует реализовывать свой потенциал, развивать свои способности, таланты. Конечно, достижение Высшего состояния (Нирваны, Самадхи или Христосознания) — Великая цель, но сегодня, на мой взгляд, гораздо важнее, чтобы люди в первую очередь учились верить, надеяться, терпеть, прощать и любить, потому что йога — это, прежде всего, доброта и здравый смысл.

Дата публикации: 23 июля 2009